✆+7 917 287-29-34 г. Казань, ул. Назарбаева д. 35 корпус 1 |
http://uralpressa.ru/main/page/3234
Попытка государства сделать «пьянство не по карману» терпит крах в Оренбуржье.
17.03.2016, 11:50
Елена КАЗАНЦЕВА
- Прошедший год стал провальным для торговой отрасли Оренбуржья, причем один из наиболее значительных спадов наблюдается именно на алкогольном рынке, - подытожила начальник управления по развитию потребительского рынка области Евгения Прокофьева на XI городском бизнес-форуме предпринимателей, прошедшем в конце февраля в Оренбурге. И власть это сильно не радует.
Пьем меньше соседей?
Прослушав цифры, озвученные Прокофьевой, можно подумать, что наш регион – самый трезвый среди своих соседей и находится в числе самых малопьющих в стране. Потребление чистого алкоголя на душу населения за 2015 год в Оренбуржье сложилось на уровне 4,7 литра. Тем временем в Башкортостане выпили 9,5 литра, еще немногим больше – в Татарстане, а в среднем по России показатель составил около семи литров.
О чем говорят эти цифры? По мнению Евгении Павловны, вовсе не о том, что наши люди здоровее и благоразумнее, а просто недостающий объем добирается за счет суррогатного алкоголя, который в статистику не попадает.
Зато регулярно пополняют статистические отчеты случаи смертельных исходов возлияний с некачественным спиртным, купленным в Оренбурге и области. По информации местного управления Роспотребнадзора, за прошлый год алкоголем отравились 630 оренбуржцев, 101 человек умер, причем 100 из них погибли из-за спиртного, купленного через круглосуточные интернет-магазины и частные лавочки. Количество смертей от алкоголя ненадлежащего качества в прошлом году увеличилось на 3 процента по сравнению с 2014 годом.
Тем временем в регионе последние несколько лет, по данным областного управления развития потребительского рынка, наблюдается устойчивое снижение оборота алкогольной продукции в легальном секторе. Вместо давно ушедших в историю 30 миллионов литров в год через кассы продается только 18 миллионов. Причем сильнее всего просел так называемый эконом-сегмент.
Зарегулировали
Выстроить логику событий нетрудно: алкоголь в магазинах подорожал из-за планового повышения акцизов на спирт - и наименее состоятельные клиенты перестали его покупать. Сообразно законам рынка под неудовлетворенный спрос населения немедленно было создано соответствующее предложение: контрабандное, поддельное и самопальное спиртное, более доступное по цене. Таким образом, недозаработанные легальными производителями спиртного деньги с радостью поделили теневые торговцы, которые, как показала практика, не гнушаются ничем ради получения прибыли.
Этой зимой в Оренбурге массово блокировались нелегальные интернет-площадки, торгующие алкоголем. В январе по решению суда были закрыты 45 таких сайтов. Купить бутылочку-другую практически любого напитка онлайн-магазины предлагали в любое время суток (обходя, кстати, тем самым запрет на ночную продажу спиртного), да еще и задешево. Однако, как видно из вышеприведенной статистики Роспотребнадзора, платить клиентам таких сайтов порой приходится здоровьем и жизнью. Потому как в бутылки с этикетками известных марок, в том числе Jack Daniel’s, может быть разлита настоящая отрава.
Сейчас оренбургские правоохранители расследуют шесть уголовных дел по фактам отравлений и смертей, вызванных распитием опасного спиртного, арестованы семеро подозреваемых. В частности, на днях областная прокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении одного из участников организованной преступной группы. В поселке Южный Урал Оренбургского района она занималась производством, перевозкой и хранением суррогатной алкогольной продукции.
Между тем легальную торговлю алкоголем продолжают ограничивать и регулировать. По подсчетам городского комитета по развитию потребительского рынка, в Оренбурге около 600 мест, вблизи которых по закону продажа алкоголя запрещена. Это значит, что многие из тех предпринимателей, которые продавали спиртное в своих точках, этого делать уже не могут из-за близости школы, например. Тем же, кто все еще ведет легальный бизнес, необходимо включиться в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) и потратиться на установку фискальных регистраторов и сканеров. К тому же с 1 января этого года магазинам вменено в обязанность еще и вести журнал учета продажи алкогольной продукции.
Разворот на месте
Разумеется, торговлю спиртным нельзя назвать социально важным бизнесом и какие бы то ни было льготы вряд ли светят такому предприятию. Однако же акциз на алкоголь – доходная статья региональных бюджетов, в том числе оренбургского. Планируя несколько лет назад постепенный рост налоговой составляющей в цене водки и других напитков, а также повсеместное ограничение продажи, рекламы и распития алкоголя, правительство рассчитывало убить сразу двух зайцев: немного оздоровить население и, конечно, хорошо подзаработать. Сегодня на примере нашей области мы видим, что грандиозная затея чиновников провалилась. Меньше не пьют, и бюджеты больше не зарабатывают.
Более того, массовые отравления подпольным алкоголем происходили не только в Оренбургской области, но и в других регионах страны: Курской, Московской и Тамбовской областях, а также в Москве и Чувашии.
В связи с этим Минэкономразвития России уже начал по одному выдвигать предложения по смене условий работы алкоторговцев, что по сути означает разворот всей политики, проводимой в этой области ранее. В частности, говорится о снятии запрета на продажу спиртных напитков вблизи социальных и медицинских объектов, поскольку в городской среде часто зоны ограничения накладываются друг на друга и легальных мест торговли практически не остается. Более того, предприниматели описывают случаи, когда у них вымогали деньги за то, чтобы по соседству не открылся, скажем, частный зубной кабинет.
Замминистра экономического развития страны Олег Фомичев 1 марта озвучил еще более кардинальную мысль: акцизы на спирт необходимо понизить.Он добавил, что Минэкономразвития будет выходить с такой инициативой в рамках следующего бюджетного цикла. По его мнению, нынешняя величина акциза не увеличивает доходы бюджета, так как база, с которой он собирается, начинает резко уменьшаться.
Доходы сегодня – вопрос для бюджета крайне важный, поэтому вероятность коренного пересмотра алкогольной сферы весьма высока. Высказываются идеи в том числе и за то, чтобы вернуть в телеэфир рекламные ролики пивоварен и ликеро-водочных заводов. В совокупности предлагаемые шаги означают почти полный возврат к тому, с чего начиналась кампания, провозглашавшая своей целью здоровье нации. Вероятно, достигать объявленного результата следует иными методами, но теперь, в кризис, этот вопрос вряд ли станет волновать кого-то из чиновников.