✆+7 917 287-29-34 г. Казань, ул. Назарбаева д. 35 корпус 1 |
Общественная палата Российской Федерации рассмотрела обращение Председателя Межрегионального Объединения Территориальных союзов свободных профсоюзов А.А.Лутикова по вопросам ЖКХ.
Вопросы, которые поставлены в обращении Председателя Межрегионального Объединения, достаточно актуальны и 24 декабря 2014 года Общественной палатой Российской Федерации были включены в общественные слушания «Развитие жилищного самоуправления граждан в России: проблемы создания и деятельности ТСЖ, ЖК и ЖСК», по итогам которых была принята резолюция (приложение).
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕЗОЛЮЦИЯ
общественных слушаний по теме:
«Развитие жилищного самоуправления граждан в России:
проблемы создания и деятельности ТСЖ, ЖК, ЖСК»
24 декабря 2014 года город Москва
Участники общественных слушаний: члены Общественной палаты Российской Федерации, представители научной общественности, деловых кругов, общественных организаций, представители жилищных объединений и их региональных и городских ассоциаций из различных краев, республик и областей России в своих выступлениях констатировали следующее.
Сфера ЖКХ, являясь важнейшим измерителем эффективности всей экономической и социальной политики государства, несмотря на неоднократные попытки на протяжении последних двух десятилетий ее реформирования и модернизации с целью сохранения существующего жилищного фонда и повышения качества предоставляемых гражданам жилищных и коммунальных услуг, уже не первый год занимает первую строчку среди наиболее важных проблем, которые тревожат россиян.
Эта тревога существенно возрастает при ухудшении экономической ситуации, которая наблюдается сегодня в стране, когда снижаются реальные доходы граждан, их платежеспособность и эффективность деятельности предприятий и организаций сферы ЖКХ.
Периоды экономического и социального неблагополучия не раз были в истории нашей страны, и каждый раз для выхода из них органами власти запускались механизмы развития инициативы и активности граждан с целью наведения порядка в жилищном хозяйстве путем развития жилищного самоуправления при одновременном ослаблении административных мер управления жилищным хозяйством. Последовательное проведение подобной политики приводило к улучшению условий проживания, ослабляло финансовую нагрузку на государственные бюджеты разных уровней, пробуждало у граждан ответственность и воспитывало хозяйское отношение собственников помещений к своим домам, давало возможность гражданам рационально и эффективно использовать квартирную плату, экономить свои средства на оплату жилищных и коммунальных услуг.
Президент России Владимир Путин в своем последнем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации справедливо отметил:
«Главное сейчас – дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах – это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, тем более они самостоятельны как экономически, так и политически, тем выше потенциал России», и призвал максимально снять ограничения, в том числе с социальных некоммерческих организаций, избавив их от навязчивого надзора и контроля.
Эти слова главы государства участники общественных слушаний воспринимают как прямое указание на необходимость развития жилищного самоуправления граждан, поддержку создания и деятельности жилищных объединений (ТСЖ, ЖК и ЖСК) в многоквартирных домах как тех, которые управляют ими самостоятельно, так и тех, которые делают это по договору с профессиональными управляющими компаниями. Основная задача сейчас – превратить эти слова в реальность, а не "заболтать" важнейшую проблему, как это уже неоднократно было ранее.
Свою дееспособность и эффективность многие тысячи ТСЖ, ЖК и ЖСК доказали на протяжении нескольких десятилетий. Они выжили порой в условиях длительного и жесткого административного прессинга со стороны местных органов власти и органов местного самоуправления. Они приспособились к постоянно меняющимся, обычно в худшую сторону, законодательным и нормативным актам. Они сумели противостоять нередко откровенной травле со стороны средств массовой информации, которые, выполняя заказ властных структур, фактически потворствуют иждивенческим настроениям граждан, правовому нигилизму и безответственности за состояние своих домов. Нередко местными администрациями права собственников помещений либо замалчиваются, либо подавляются, в результате роль собственников помещений в управлении своими домами в целом крайне мала.
В период мирового экономического кризиса в 2008-2009 годы жилищному самоуправлению граждан в форме товариществ собственников жилья органами власти и органами местного самоуправления путем реализации административных установок и формальным подходом к делу был нанесен существенный ущерб. ТСЖ были фактически дискредитированы, а законодатели необоснованно пошли на неоправданные меры по усложнению процедуры их создания и ужесточению контроля за их деятельностью, что, в конечном счете, фактически приостановило создание новых ТСЖ и резко увеличило количество ликвидируемых из числа действующих.
По официальной информации Федеральной налоговой службы России, направленной в Общественную палату Российской Федерации, на конец декабря 2014 года в стране действовало 74 933 жилищных объединений граждан (59116 ТСЖ, 14632 ЖСК и 1185 ЖК). При этом только за последний год прекратили свою деятельность 7740 ТСЖ, 1024 ЖСК и 105 ЖК или около 11% от действовавших на начало года. Одновременно количество вновь зарегистрированных в 2014 году ТСЖ, ЖСК и ЖК составило 3962 (соответственно 3085, 789, 88), что оказалось почти вдвое меньше, чем количество прекративших деятельность.
Как неоднократно указывал Президент страны, неэффективность принимаемых в сфере ЖКХ мер связана, прежде всего, с отсутствием комплексного, системного подхода к решению существующих в отрасли проблем. Тем не менее, практика «латания дыр» со стороны властных структур, расчет на то, что все проблемы отрасли могут быть решены принятием какого-то одного спасительного решения продолжается. Ничего значимо полезного не дало ни принятие стандарта раскрытия информации о своей деятельности управляющими организациями, ни введение общественного контроля, ни принятие закона о жилищном надзоре, ни попытки введения отдельной платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, а также социальных норм потребления воды и электричества. Очевидно, что не даст должного результата и лицензирование деятельности по управлению жилищным фондом, вводимое в 2015 году. Уже фактически демонстрирует свою порочность и принятое законодательство по накопитальной системе сборов и распределения средств граждан на проведение капитального ремонта особенно в домах, которые не управляются ТСЖ, ЖК, ЖСК. Вносимые гражданами средства на эти цели быстрыми темпами обесцениваются из-за падения платежеспособности рубля.
Ошибочность принимаемых государственными органами решений и практических мер в области ЖКХ заключается в упорном ориентировании ряда чиновников на расширение полномочий преимущественно одного из трех основных субъектов сферы ЖКХ - органов власти, которые выпускают все новые и новые мало связанные между собой законодательные акты и распорядительные документы. При этом как качество этих документов, так и исполнительская дисциплина по их реализации остается на низком уровне, а уровень коррупции сохраняется крайне высоким. Как следствие, права и законные интересы двух других и по сути главных субъектов этой сферы (совладельцев многоквартирных домов как заказчиков и потребителей услуг, а также управляющих и подрядных жилищных организаций как исполнителей услуг) или полностью игнорируются, или значительно ограничиваются, в том числе репрессивными мерами.
Для принятия действенных мер по коренному изменению положения в жилищной сфере необходимо четко представлять, что из трех основных субъектов сферы ЖКХ важнейшим являются граждане-собственники помещений. Одновременно в силу глубоких социокультурных причин это самый сложный для раскрытия его потенциала сегмент, а в силу целого ряда причин организационного, профессионального, юридического характера - на сегодня наиболее слабый. Поэтому основная задача сегодня, как и двадцать лет назад, состоит в пробуждении у граждан чувства хозяина, ответственности за свой дом. А это, в свою очередь, возможно только путем принятия стимулирующих активность граждан мер, расширения их прав по принятию решений, связанных с их условиями проживания в доме, и одновременно по увеличению их обязанностей путем существенного снижения вмешательства надзорных и контрольных органов в их деятельность. В жилищной сфере нет более заинтересованного и объективного в оценке положения в жилом секторе, субъекта, чем собственники жилья. Только они во взаимодействии с осознающими свою социальную ответственность управляющими организациями способны вывести систему из перманентного кризиса.
Участники слушаний считают необходимым:
1. Отметить, что Общественная палата Российской Федерации проводит большую работу по защите прав и законных интересов собственников помещений многоквартирных домов и создаваемых ими жилищных объединений.
2. Просить Минстрой России в целях восстановления доверия граждан к жилищным объединениям граждан и создания благоприятных условий для их создания и деятельности направить разъяснительное письмо руководителям регионов России, в котором признать жилищное самоуправление собственников помещений МКД в виде ТСЖ, ЖСК и ЖК, управляющих своими домами самостоятельно в полном объеме наиболее эффективным способом управления жилыми домами. В письме признать, что негативное отношение граждан к ТСЖ вызвано прежде всего ошибками, допущенными в ходе массовой компании создания ТСЖ в период 2008-2010 годах по инициативе местных администраций в целях выполнения условий получения средств из Фонда содействия реформирования ЖКХ на капитальный ремонт домов.
Признать, что механическая ставка органов власти и органов местного самоуправления на деятельность как преимущественно частных, так и государственных, а также муниципальных управляющих организаций в целях сохранения жилых домов является необоснованной.
3. Констатировать, что в стране отсутствует долговременная, понятная гражданам, учитывающая их интересы и реализуемая жилищная политика, в том числе политика по развитию жилищного самоуправления граждан.
4. Просить Минстрой России организовать проведение углубленных исследований состояния жилищного самоуправления в стране и разработку предложений по его широкому развитию жилищного самоуправления.
5. В целях недопущения впредь ущемления прав собственников помещений МКД и их жилищных объединений и устранения имеющихся проблем Общественной палате Российской Федерации сформировать рабочую группу из наиболее авторитетных представителей региональных и городских ассоциаций ТСЖ, ЖК, ЖСК, профильных ВУЗов, исследовательских учреждений для разработки до конца 2015 года проекта долгосрочной федеральной целевой программы развития жилищного самоуправления граждан в России. Общественной палате Российской Федерации совместно Минстроем России выпустить распорядительный документ о полномочиях рабочей группы и условиях ее работы.
Рабочей группе в срок до конца 2015 года провести инвентаризацию действующего законодательства, нормативно-правовой базы по вопросам ЖКХ и подготовить предложения по их оптимизации, уточнению и унификации используемых в официальных документах понятий, устранив существующую сегодня неопределенность субъекта, объекта и предмета управления МКД.
В федеральной целевой программе по развитию жилищного самоуправления граждан предусмотреть принятие, в том числе следующих мер:
- проведение с участием представителей собственников помещений МКД инвентаризации (в том числе обследование технического состояния) всех МКД;
- формирование и государственную регистрацию домовладений как единых имущественно-земельных комплексов, оценку их технического состояния и рыночной стоимости, а также стоимости недоремонта;
- изучение положительного опыта и причин возникших проблем в деятельности ТСЖ, ЖК и ЖСК, управляющих своими домами самостоятельно, и разработка рекомендаций по распространению положительного опыта и предложений по профилактике и разрешению уже возникших проблем. Особое внимание обратить на экономию и эффективное использование платы за жилищные и коммунальные услуги, в том числе путем постоянного контроля собственниками помещений фактического выполнения работ и предоставления услуг, применение ресурсосберегающих мероприятий, высоко производительной техники и передовых технологий;
- упрощение как процедуры создания жилищных объединений в МКД (а после 2-3 летнего переходного периода сделать такое создание товариществ обязательным, принимая во внимание, что граждане становились собственниками помещений по доброй воле), так и проведения общих собраний домовладельцев, в том числе: снижение кворума для принятия решений; упрощение процедуры голосования по принципу «один собственник - один голос» и подсчета голосов; создавать ТСЖ как юридическое лицо без членства и без права его ликвидации, обеспечив тем самым равные права и обязанности всех собственников жилых помещений; сделать общее собрание товарищества собственников помещений единственным главным органом управления МКД;
- расширение прав собственников жилья по вопросам перевода жилых помещений в нежилые, проведения перепланировок и переоборудования помещений, использованию в жилых домах нежилых помещений, проведению капитального ремонта домов и их реконструкции, использованию придомовых земельных участков;
- передача в оперативное управление жилищным объединениям нежилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности без изменения направления использования для социально значимых организаций;
- в срок не более 2-3 лет передать на основании распорядительных документов (внесудебно) в долевую собственность домовладельцев дома все нежилые помещений, в силу закона относящихся к общему имуществу; до завершения инвентаризации МКД объявить мораторий на продажу подвальных, чердачных и других помещений МКД, в силу закона имеющих признаки общего имущества, ввести уголовную и административную ответственность для должностных лиц органов власти и органов местного самоуправления и других лиц, принимающих решение о продаже таких помещений;
- в регионах, городах и поселках городского типа органам власти и органам местного самоуправления создавать сервисные центры по оказанию юридической, организационной, методической, учебной и информационно-разъяснительной помощи как отдельным домовладельцам, так и их жилищным объединениям. В сервисных центрах хранить в режиме открытого доступа актуальную информацию о собственниках всех помещений многоквартирных домов (фамилия, имя, отчество и отношение размера личной собственности к размеру всей площади дома, находящейся в собственности) конкретных районов и населенных пунктов;
- в полномочия органов власти и органов местного самоуправления вменить обязанность по организации и проведению жилищного просвещения и начального обучения вопросам сохранения МКД;
- подконтрольным органам власти и органам местного самоуправления средствам массовой информации основное внимание уделять пропаганде положительного опыта работы жилищных объединений, внимательно разбираться с фактами нарушений закона;
- возродить и сделать массовым кооперативное строительство жилых домов, используя положительный опыт советского периода, в том числе путем безвозмездного предоставления земельных участков, предоставления права нуждающимся в жилье гражданам личного участия в строительных работах и полного контроля за ходом строительства со стороны членов кооператива;
- ввести в земельное законодательство перечень элементов земельных участков, которые безусловно относятся к общему имуществу собственников помещений МКД (детские и спортивные площадки, элементы озеленения, автомобильные парковки и участки тепловых пунктов и трансформаторных подстанций и подходы к ним и др.); при межевании земельных участков брать за основу границы участков, выделенные при строительстве домов; запретить земельным органам уменьшать границы придомовых земельных участков ниже нормативных размеров;
- органам власти и органам местного самоуправления согласовывать вопрос продажи нежилых помещений в МКД с жилищными объединениями, предоставляя право их первоочередного приобретения жилищными объединениям, а также безвозмездно предоставляя такие помещения для уставной деятельности жилищных объединений;
- разработать правила проживания в многоквартирных домах на основе закона о соседском праве. Предоставить уполномоченным собственникам помещений после обучения и получения специального сертификата право на получение ими полномочий внештатного сотрудника жилищного надзора и внештатного сотрудника полиции для выполнения ряда обязанностей инспектора жилищного надзора и участкового сотрудника полиции.
6. Учитывая экономический кризис в стране, приостановить до его завершения выполнение законодательства о проведении капитального ремонта жилых домов; считать в настоящее время нецелесообразной накопительную систему сбора средств на проведение работ по капитальному ремонту. Направлять имеющиеся у собственников помещений и в других источниках средства преимущественно на проведение качественных текущих и выборочных капитальных ремонтов. Государственной Думе Российской Федерации принять закон о приостановке сбора денежных средств по статье "капитальный ремонт" до нормализации экономической ситуации в стране. Считать целесообразным проведение капитального ремонта многоквартирных домов преимущественно путем беспроцентного кредитования банками проводимых работ с выплатой кредита в течение 10-15 лет.
7. Усилить контроль за выполнением постановления Правительства РФ о стандарте раскрытия информации управляющими организациями и соответствующими положениями в ЖК РФ. Поскольку в нынешнем состоянии эти документы слабо влияют на активность собственников помещений и улучшение качества услуг, предоставляемых управляющими организациями.
8. Для консолидации усилий жилищных объединений граждан в целях расширения и защиты своих прав Общественной палате Российской Федерации совместно с представителями региональных и городских ассоциаций ТСЖ, ЖК, ЖСК, образовать оргкомитет по проведению в 2015 года Всероссийского Учредительного съезда жилищных объединений страны с целью образования Всероссийской ассоциации жилищных объединений граждан.
9. Считать исключительно важным продолжение работы по созданию региональных и городских ассоциаций жилищных объединений граждан, а также по налаживанию ими взаимовыгодных отношений с саморегулируемыми организациями добросовестных управляющих и обслуживающих организаций в целях совместной защиты прав и законных интересов своих членов и повышения качества жилищных услуг.
10. Законодательно ограничить до 2-х количество проверок ТСЖ, ЖК, ЖСК со стороны органов жилищного надзора по итогам подготовки к эксплуатации домов в осенне-зимний и весенне-летний периоды. Лишить права органы жилищного надзора на проведение внеплановых проверок жилищных объединений, проверку содержания уставов жилищных товариществ, наличие и полноту реестра членов товариществ.
11. Споры между отдельными собственниками помещений и жилищными объединениями решать исключительно на основе положений уставов объединений и в судебной порядке без административного вмешательства со стороны органов власти и органов местного самоуправления.
Заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации
А.И. Музыкантский |
| Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию самоуправления и вопросам ЖКХ
И.Л. Шпектор |
исп. О.А.Абросимова
(495) 221-83-63