+7 917 287-29-34
✆+7 917 287-29-34
г. Казань, ул. Назарбаева д. 35 корпус 1

ТТ (региональный) союз Объединения профсоюзов СОЦПРОФ

Гимн нашей страны
Гимн России (4.8mb в MP3)
Гимн Татарстана (1mb в MP3)

СОЦПРОФ РТ

О профсоюзе


Состав объединения


Инициативы СП


Защита профсоюзного лидера


Фермеры и земля


Наши партнёры


Общественная Палата Российской Федерации поддержала предложения Межрегионального Объединения свободных профсоюзов

Общественная палата Российской Федерации рассмотрела обращение Председателя Межрегионального Объединения Территориальных союзов свободных профсоюзов  А.А.Лутикова по вопросам ЖКХ.

Вопросы, которые поставлены в обращении Председателя Межрегионального Объединения, достаточно актуальны и 24 декабря 2014 года Общественной палатой Российской Федерации были включены в общественные слушания «Развитие жилищного самоуправления граждан в России: проблемы создания и деятельности ТСЖ, ЖК и ЖСК», по итогам которых была принята резолюция (приложение).

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ  ПАЛАТА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

общественных слушаний по теме:

«Развитие жилищного самоуправления граждан в России:

проблемы создания и деятельности ТСЖ, ЖК, ЖСК»

 

24 декабря 2014 года                                    город Москва

 

Участники общественных слушаний: члены Общественной палаты Российской Федерации, представители научной общественности, деловых кругов, общественных организаций, представители жилищных объединений и их региональных и городских ассоциаций из различных краев, республик и областей России в своих выступлениях констатировали следующее.

          Сфера ЖКХ, являясь важнейшим измерителем эффективности всей экономической и социальной политики государства,  несмотря на неоднократные попытки на протяжении последних двух десятилетий ее реформирования и модернизации с целью сохранения существующего жилищного фонда и повышения качества предоставляемых гражданам жилищных и коммунальных услуг, уже не первый год занимает первую строчку среди наиболее важных проблем, которые тревожат россиян.

          Эта тревога существенно возрастает при ухудшении экономической ситуации, которая наблюдается сегодня в стране, когда снижаются реальные доходы граждан, их платежеспособность и эффективность деятельности предприятий и организаций сферы ЖКХ.

          Периоды экономического и социального неблагополучия не раз были в истории нашей страны, и каждый раз для выхода из них органами власти запускались механизмы развития инициативы и активности граждан с целью      наведения порядка в жилищном хозяйстве путем развития жилищного самоуправления при  одновременном ослаблении административных мер управления жилищным хозяйством. Последовательное проведение подобной политики приводило к улучшению условий проживания, ослабляло финансовую нагрузку на государственные бюджеты разных уровней, пробуждало у граждан ответственность и воспитывало хозяйское отношение собственников помещений к своим домам, давало возможность гражданам рационально и эффективно использовать квартирную плату, экономить свои средства на оплату жилищных и коммунальных услуг.

          Президент России Владимир Путин в своем последнем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации справедливо отметил:

           «Главное сейчас – дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития  в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах – это лучший ответ  как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, тем более они самостоятельны как экономически, так и политически, тем выше потенциал России», и призвал максимально снять ограничения, в том числе с социальных некоммерческих организаций, избавив их от навязчивого надзора и контроля.

          Эти слова главы государства участники общественных слушаний воспринимают как прямое указание на необходимость развития жилищного самоуправления граждан, поддержку создания и деятельности жилищных объединений (ТСЖ, ЖК и ЖСК) в многоквартирных домах как тех, которые управляют ими самостоятельно, так и тех, которые делают это по договору с профессиональными управляющими компаниями. Основная задача сейчас – превратить эти слова в реальность, а не "заболтать" важнейшую проблему, как это уже неоднократно было ранее.

          Свою дееспособность и эффективность многие тысячи ТСЖ, ЖК и ЖСК доказали на протяжении нескольких десятилетий. Они выжили порой в условиях длительного и жесткого административного прессинга со стороны местных органов власти и органов местного самоуправления. Они приспособились к постоянно меняющимся, обычно в худшую сторону, законодательным и нормативным актам. Они сумели противостоять нередко откровенной травле со стороны средств массовой информации, которые, выполняя заказ властных структур, фактически потворствуют иждивенческим настроениям граждан, правовому нигилизму и безответственности за состояние своих домов. Нередко местными администрациями права собственников помещений либо замалчиваются, либо подавляются, в результате роль собственников помещений в управлении своими домами в целом крайне мала.

          В период мирового экономического кризиса в 2008-2009 годы жилищному самоуправлению граждан в форме товариществ собственников жилья органами власти и органами местного самоуправления путем реализации административных установок и формальным подходом к делу был нанесен существенный ущерб. ТСЖ были фактически дискредитированы, а законодатели необоснованно пошли на неоправданные меры по усложнению процедуры их создания и ужесточению контроля за их деятельностью, что, в конечном счете, фактически приостановило создание новых ТСЖ и резко увеличило количество ликвидируемых из числа действующих.

          По официальной информации Федеральной налоговой службы России, направленной в Общественную палату Российской Федерации, на конец декабря 2014 года в стране   действовало   74 933   жилищных объединений граждан (59116 ТСЖ, 14632 ЖСК и 1185 ЖК). При этом только за последний год  прекратили свою деятельность 7740 ТСЖ, 1024 ЖСК и 105 ЖК или около 11% от действовавших на начало года. Одновременно количество вновь зарегистрированных в 2014 году ТСЖ, ЖСК и ЖК составило 3962 (соответственно 3085, 789, 88), что  оказалось почти вдвое меньше, чем количество прекративших деятельность.

           Как неоднократно указывал Президент страны, неэффективность принимаемых в сфере ЖКХ мер связана, прежде всего, с отсутствием комплексного, системного подхода к решению существующих в отрасли проблем. Тем не менее, практика «латания дыр» со стороны властных структур, расчет на то, что все проблемы отрасли могут быть решены принятием какого-то одного спасительного решения продолжается. Ничего значимо полезного не дало ни принятие стандарта раскрытия информации о своей деятельности управляющими организациями, ни введение  общественного контроля, ни принятие закона о  жилищном надзоре, ни попытки введения отдельной платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, а также социальных норм потребления воды и электричества. Очевидно, что не даст должного результата и лицензирование деятельности по управлению жилищным фондом, вводимое  в 2015 году.  Уже фактически демонстрирует свою порочность и принятое законодательство по накопитальной системе сборов и распределения средств  граждан на проведение капитального ремонта особенно в домах, которые не управляются ТСЖ, ЖК, ЖСК. Вносимые гражданами средства на эти цели быстрыми темпами обесцениваются из-за падения платежеспособности рубля.

          Ошибочность принимаемых государственными органами решений и практических мер в области ЖКХ заключается в упорном ориентировании ряда чиновников на расширение полномочий преимущественно одного из трех основных субъектов сферы ЖКХ  - органов власти, которые выпускают все новые и новые мало связанные между собой законодательные акты и распорядительные документы. При этом как качество этих документов, так и исполнительская дисциплина по их реализации остается на низком уровне, а уровень коррупции сохраняется крайне высоким. Как следствие, права и законные интересы двух других и по сути главных субъектов этой сферы (совладельцев многоквартирных домов как заказчиков и потребителей услуг, а также  управляющих и подрядных жилищных организаций как исполнителей услуг) или полностью игнорируются, или значительно ограничиваются, в том числе репрессивными мерами.

          Для принятия действенных мер по коренному изменению положения в жилищной сфере необходимо четко представлять, что из трех основных субъектов сферы ЖКХ важнейшим являются граждане-собственники помещений. Одновременно в силу глубоких социокультурных причин это самый сложный для раскрытия его потенциала сегмент, а  в силу целого ряда причин организационного, профессионального, юридического  характера -  на сегодня наиболее слабый. Поэтому основная задача сегодня, как и двадцать лет назад,  состоит в пробуждении у граждан чувства хозяина, ответственности за свой дом. А это, в свою очередь, возможно только путем принятия стимулирующих активность граждан мер, расширения их прав по принятию решений, связанных с их условиями проживания в доме, и одновременно по увеличению их обязанностей путем существенного снижения вмешательства надзорных и контрольных органов в их деятельность. В  жилищной сфере нет более заинтересованного и объективного в оценке положения в жилом секторе, субъекта, чем собственники жилья. Только они во взаимодействии с осознающими свою социальную ответственность управляющими организациями способны вывести систему из перманентного кризиса.

 

Участники слушаний считают необходимым:

1. Отметить, что Общественная палата Российской Федерации проводит большую работу по защите прав и законных интересов собственников помещений многоквартирных домов и создаваемых ими жилищных объединений.

2. Просить Минстрой России в целях восстановления доверия граждан  к жилищным объединениям граждан  и создания благоприятных условий для их создания и деятельности направить  разъяснительное письмо руководителям регионов России, в котором признать жилищное самоуправление собственников помещений МКД в виде ТСЖ, ЖСК и ЖК,  управляющих своими домами самостоятельно в полном объеме  наиболее эффективным способом управления жилыми домами. В письме признать, что негативное отношение граждан к ТСЖ вызвано прежде всего ошибками, допущенными в ходе массовой компании создания ТСЖ в период 2008-2010 годах по инициативе местных администраций в целях выполнения условий получения средств из Фонда содействия реформирования ЖКХ на капитальный ремонт домов.

Признать, что механическая ставка органов власти и органов местного самоуправления на деятельность как преимущественно частных, так и государственных, а также муниципальных управляющих организаций в целях сохранения жилых домов является необоснованной.

3. Констатировать, что в стране отсутствует долговременная, понятная гражданам, учитывающая их интересы и реализуемая жилищная политика, в том числе политика по развитию жилищного самоуправления граждан.

4. Просить Минстрой России  организовать проведение углубленных исследований состояния жилищного самоуправления в стране и разработку предложений по его широкому развитию жилищного самоуправления.

5. В целях недопущения впредь ущемления прав собственников помещений МКД и их жилищных объединений и устранения имеющихся проблем Общественной палате Российской Федерации сформировать рабочую группу  из наиболее авторитетных представителей региональных и городских ассоциаций ТСЖ, ЖК, ЖСК, профильных ВУЗов, исследовательских учреждений для разработки до конца 2015 года проекта долгосрочной федеральной целевой программы развития жилищного самоуправления граждан в России. Общественной палате Российской Федерации совместно Минстроем России выпустить распорядительный документ о полномочиях рабочей группы и условиях ее работы.

 Рабочей группе в срок до конца 2015 года провести инвентаризацию действующего законодательства, нормативно-правовой базы по вопросам ЖКХ и подготовить предложения по их оптимизации, уточнению и унификации используемых в официальных документах понятий, устранив существующую сегодня неопределенность субъекта, объекта и предмета управления МКД.

В федеральной целевой программе по развитию жилищного самоуправления граждан  предусмотреть принятие, в том числе следующих мер:

-  проведение с участием представителей собственников помещений МКД  инвентаризации (в том числе обследование технического состояния) всех МКД;

- формирование и государственную регистрацию домовладений как единых имущественно-земельных комплексов, оценку их технического состояния и рыночной стоимости, а также стоимости недоремонта;

- изучение положительного опыта и причин возникших проблем  в деятельности ТСЖ, ЖК и ЖСК, управляющих своими домами самостоятельно,  и разработка рекомендаций по распространению положительного опыта и предложений по профилактике и разрешению уже возникших проблем. Особое внимание обратить на экономию и эффективное использование платы за жилищные и коммунальные услуги, в том числе путем постоянного контроля собственниками помещений фактического выполнения работ и предоставления услуг, применение ресурсосберегающих мероприятий, высоко производительной техники и передовых технологий;

- упрощение как процедуры создания жилищных объединений в МКД (а после 2-3 летнего переходного периода сделать такое создание товариществ обязательным, принимая во внимание, что граждане становились собственниками помещений по доброй воле), так и проведения общих собраний домовладельцев, в том числе: снижение кворума для принятия решений; упрощение процедуры голосования по принципу «один собственник - один голос» и подсчета голосов; создавать ТСЖ как юридическое лицо без членства и без права его ликвидации, обеспечив тем самым равные права и обязанности всех собственников жилых помещений; сделать общее собрание товарищества собственников помещений единственным главным органом управления МКД;

- расширение прав собственников жилья по вопросам перевода жилых помещений в нежилые, проведения перепланировок и переоборудования помещений, использованию в жилых домах нежилых помещений, проведению капитального ремонта домов и их реконструкции, использованию придомовых земельных участков;

- передача в оперативное управление жилищным объединениям нежилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности без изменения направления использования для социально значимых организаций;

- в срок не более 2-3 лет передать на основании распорядительных документов (внесудебно) в долевую собственность домовладельцев дома все нежилые помещений, в силу закона относящихся  к общему имуществу; до завершения инвентаризации МКД объявить мораторий на продажу подвальных, чердачных и других помещений МКД, в силу закона имеющих признаки общего имущества, ввести уголовную и административную ответственность для должностных лиц органов власти и органов местного самоуправления и других лиц, принимающих решение о продаже таких помещений;

- в регионах, городах и поселках городского типа органам власти и органам местного самоуправления создавать сервисные центры по оказанию юридической, организационной, методической, учебной и информационно-разъяснительной помощи как отдельным домовладельцам, так и их жилищным объединениям. В сервисных центрах хранить в режиме открытого доступа актуальную информацию о собственниках всех помещений  многоквартирных домов (фамилия, имя, отчество и отношение размера личной собственности к размеру всей площади дома, находящейся в собственности) конкретных районов и населенных пунктов;

- в полномочия органов власти и органов местного самоуправления  вменить обязанность по организации и проведению жилищного просвещения и начального обучения вопросам сохранения МКД;

- подконтрольным органам власти и органам местного самоуправления средствам массовой информации основное внимание уделять пропаганде положительного опыта работы жилищных объединений, внимательно разбираться с фактами нарушений закона;

- возродить и сделать массовым кооперативное строительство жилых домов, используя положительный опыт советского периода, в том числе путем безвозмездного предоставления земельных участков, предоставления права нуждающимся в жилье гражданам личного участия в строительных работах и полного контроля за ходом строительства со стороны членов кооператива;

- ввести в земельное законодательство перечень элементов земельных участков, которые безусловно относятся  к общему имуществу собственников помещений МКД (детские и спортивные площадки, элементы озеленения, автомобильные парковки и участки тепловых пунктов и трансформаторных подстанций и подходы к ним и др.); при межевании земельных участков брать за основу границы участков, выделенные при строительстве домов; запретить  земельным органам уменьшать границы придомовых земельных участков ниже  нормативных размеров;

- органам власти и органам местного самоуправления согласовывать вопрос продажи нежилых помещений в МКД с жилищными объединениями, предоставляя право их первоочередного приобретения жилищными объединениям, а также безвозмездно предоставляя такие помещения для уставной деятельности жилищных объединений;

- разработать правила проживания в многоквартирных домах на основе закона о соседском праве. Предоставить уполномоченным собственникам помещений после обучения и получения специального сертификата  право на  получение ими полномочий внештатного сотрудника жилищного надзора и внештатного сотрудника полиции для выполнения ряда обязанностей инспектора жилищного надзора и участкового сотрудника полиции.

6. Учитывая  экономический кризис в стране, приостановить до его завершения выполнение законодательства о проведении капитального ремонта жилых домов; считать в настоящее время нецелесообразной накопительную систему сбора средств на проведение работ по капитальному ремонту.  Направлять имеющиеся  у собственников помещений и в других источниках средства преимущественно на проведение качественных текущих и выборочных капитальных ремонтов. Государственной Думе Российской Федерации принять закон о приостановке сбора денежных средств по статье "капитальный ремонт" до нормализации экономической ситуации в стране. Считать целесообразным проведение капитального ремонта многоквартирных домов преимущественно путем беспроцентного кредитования банками проводимых работ с выплатой кредита в течение 10-15 лет.

7. Усилить контроль за выполнением постановления Правительства РФ о стандарте раскрытия информации управляющими организациями и соответствующими положениями в ЖК РФ. Поскольку в нынешнем состоянии эти документы слабо влияют на активность собственников помещений и улучшение качества услуг, предоставляемых управляющими организациями.

8. Для консолидации усилий жилищных объединений граждан в целях расширения и защиты своих прав Общественной палате Российской Федерации совместно с представителями региональных и городских ассоциаций ТСЖ, ЖК, ЖСК, образовать оргкомитет по проведению в 2015 года Всероссийского Учредительного съезда жилищных объединений страны с целью образования Всероссийской ассоциации жилищных объединений граждан.

9. Считать исключительно важным продолжение работы по созданию региональных и городских ассоциаций жилищных объединений граждан, а также по налаживанию ими взаимовыгодных отношений с саморегулируемыми организациями добросовестных управляющих и обслуживающих организаций в целях совместной защиты прав и законных интересов своих членов и повышения качества жилищных услуг.

10. Законодательно ограничить до 2-х количество проверок ТСЖ, ЖК, ЖСК со стороны органов жилищного надзора по итогам подготовки к эксплуатации домов в осенне-зимний и весенне-летний периоды. Лишить права органы жилищного надзора на проведение внеплановых проверок жилищных объединений, проверку содержания уставов жилищных товариществ, наличие и  полноту реестра членов товариществ.

11. Споры между отдельными собственниками помещений и жилищными объединениями решать исключительно на основе положений уставов объединений и в судебной порядке без административного вмешательства со стороны органов власти и органов местного самоуправления.

 

Заместитель секретаря Общественной палаты

Российской Федерации

 

 

 

А.И. Музыкантский

 

Председатель Комиссии  Общественной палаты Российской Федерации по развитию самоуправления и вопросам ЖКХ

 

 

И.Л. Шпектор

 

 

исп. О.А.Абросимова

(495) 221-83-63

 

 

 

 

        


Copyright © 2009 -2024 «СОЦПРОФ РТ»
ТТ (р)с СОЦПРОФ+7 917 287-29-34
г. Казань, ул. Назарбаева д. 35 корпус 1
Разработка сайта NewAlgoritm